Вакцинация

ПИСЬМО от 11 ноября 2011 г. № 01/14260-1-32 «ОБ ИТОГАХ ПРОВЕДЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ НЕДЕЛИ ИММУНИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2011 ГОДУ И ПЛАНАХ НА 2012 ГОД»

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Дата публикации на сайте: 2012-02-20
Доступна также в печатной версии журнала
Резюме | Полный текст | Скачать в PDF
Вакцинация. 2011; N2: c.18-19

Резюме:


Ключевые слова:




Российская Федерация, начиная с октября 2005 года, принимает участие в мероприятиях Европейской недели иммунизации, организованных по инициативе Всемирной организации здравоохранения.

Основной задачей этой ежегодной инициативы является повышение уровня информированности и знаний об инфекциях, управляемых средствами специфической профилактики, формирование у населения доверительного отношения к вакцинопрофилактике, а также информирование общественности о последствиях недостаточного охвата иммунизацией и необходимости защиты против инфекционных болезней и праве на нее каждого ребенка.

В 2011 году в соответствии с предложением Европейского регионального бюро ВОЗ Европейская неделя иммунизации (далее — ЕНИ) проводилась с 23 по 30 апреля.

Для координации и организации мероприятий, проводимых в рамках ЕНИ, в субъектах Российской Федерации были утверждены планы мероприятий, изданы приказы, созданы комитеты, комиссии, рабочие группы.

Активное участие в организации и проведении ЕНИ приняли представители органов исполнительной власти областей, городов и муниципальных образований, медицинские работники, представители органов образования, науки и культуры, средства массовой информации, представители православной церкви, предприятий и организаций различных форм собственности.

Для проведения ЕНИ из региональных и муниципальных бюджетов было выделено более 96,6 миллионов рублей, а также более 36,2 миллионов рублей из других источников финансирования (местные промышленные предприятия, частные медицинские учреждения, индивидуальные предприниматели).

В рамках ЕНИ была организована широкая информационно-просветительная кампания.

Было разработано 35,4 тысяч информационных материалов, издано 996,6 тысяч единиц печатной продукции, в том числе 451,5 тысяч памяток, 325,3 тысяч листовок, 45,5 тысяч плакатов, 101,2 тысячи буклетов и 73,1 тысячи других изданий (санитарные бюллетени, уголки здоровья, стенды, анкеты, видеофильмы, папки-раскладки). Наиболее интересные темы изданий: «Скажем вакцинации «Да!!!», «Мифы и правда о вакцинации», «Правовые аспекты иммунизации», «Клещ не дремлет», «Родителям о новом календаре прививок», «Новый вирус — новая вакцина», «Не дай гриппу испортить тебе жизнь», «Госпожа вакцина», «Прививка против гриппа — больничный отменяется», «Маленький клещ — большая проблема».

Для информирования населения в субъектах Российской Федерации были созданы «горячие» телефонные линии, организованы телефоны «доверия», создано 166 web-сайтов, которые посетили более 133 тысяч человек.

В печатных изданиях было опубликовано более 3 тысяч статей по основным темам: «О проведении Европейской недели иммунизации», «С клещевым энцефалитом шутки плохи», «Нужны ли прививки взрослым?», «Внимание! Полиомиелит!», «Иммунизация населения: аргументы и факты», «Лучшая защита от инфекций — вакцинация».

Проведено более 5 тысяч выступлений по радио и на телевидении. В 25 субъектах Российской Федерации прошли теледебаты по вопросам вакцинопрофилактики. Например, в Волгоградской области на муниципальном ТВ с участием депутатов Волгоградской городской Думы и специалистов Комитета по здравоохранению Администрации Волгоградской области проведены теледебаты, посвященные теме иммунизации. В Тульской области теледебаты состоялись на «ГТРК-Тула»: свои точки зрения об иммунизации населения высказали председатель общественной организации «Православные врачи», представители территориальных органов Роспотребнадзора и здравоохранения Тульской области.

В детских образовательных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях проведено 64 тысячи бесед, прочитаны более 6 тысяч тематических лекций, проведены диктанты, викторины, конкурсы рисунков, оформлены уголки здоровья, выпущены более 17 тысяч стенных газет, показано 587 театрализованных представлений.

В Белгородской и Ленинградской областях проведены конкурсы слоганов: «Сделал прививки — и будь здоров, 100 лет живи без докторов», «Не Бетмен и не Супермен, но защитит не хуже: прививка — лучшее из средств, когда здоровье нужно». Во Владимирской области проведен конкурс рисунков «Ну подумаешь, укол», «Быть здоровым круто», в Волгоградской области — «Портреты бактерий» и «Госпожа прививка», в Пермском крае — «На кого похож вирус?».

В Ленинградской области для младших школьников организован показ мини-спектакля «Эпидемия в сказочной стране». В Республике Татарстан прошло театрализованное представление «Пилюлькин и компания», в Ульяновской области — «Сказка о злом вирусе и добром иммунитете», «Как Незнайка делал прививку», в Омской области — «Как Иван-царевич вакцину добывал».

В Воронежской области прошел конкурс детских поделок «Формула здоровья», а в г. Санкт-Петербурге была организована книжно-иллюстрированная выставка «Здоровье дороже богатства».

Во время Европейской недели иммунизации в лечебно-профилактических организациях было проведено 38,6 тысяч консультаций, 280,9 тысяч бесед, прочитано 14,7 тысяч тематических лекций, выпущено 17,2 тысяч стенных газет. Среди медперсонала организовано 510 конкурсов по номинациям «Лучший вакцинатор», «Лучший прививочный кабинет», «Лучшая медицинская сестра», «Лучший консультант по вопросам вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний» и другим, в которых приняли участие более 14 тысяч медицинских работников.

Во всех регионах в целях повышения профессионального уровня и ответственности медицинского персонала, обеспечения безопасности вакцинации проведены конференции, семинары, совещания и «круглые столы» с участием медработников.

В период подготовки и проведения ЕНИ большое внимание было уделено работе с населением и, прежде всего, родителям, отказывающимся от иммунизации своих детей.

Во всех субъектах Российской Федерации прошел патронаж семей с целью проведения индивидуальной работы с родителями детей, которые систематически не получают необходимых прививок. Индивидуальными беседами были охвачены более 323 тысяч человек из социально неблагополучных семей, беженцев, мигрантов, национальных диаспор, лиц, отказывающихся от прививок по религиозным соображениям.

Для проведения иммунизации в 638 отдаленных и труднодоступных населенных пунктах были сформированы 3088 дополнительных прививочных бригад, которые привили более 83 тысяч человек.

Всего в Российской Федерации во время ЕНИ было привито более 1,4 миллиона человек, из них 835 тысяч детей и 528 тысяч взрослых, было выдано 252 тысячи прививочных сертификатов.

Во время проведения ЕНИ и после ее завершения проводилось анкетирование родителей, школьников, подростков и других групп населения для определения уровня знаний о значении профилактических прививок в сохранении здоровья и жизни человека, а также с целью оценки эффективности мероприятий ЕНИ, ее организации и проведения.

В 94% субъектов Российской Федерации получена информация о том, что Европейская неделя иммунизации в 2011 году в целом проведена успешно. Данные анкетирования свидетельствовали о повышении уровня осведомленности родителей, других групп населения и медицинских работников о преимуществах иммунизации, что подтверждает целесообразность систематического позитивного освещения вопросов иммунопрофилактики в средствах массовой информации и прочих информационных материалах.

В 2012 году Европейская неделя иммунизации будет проводиться с 21 по 27 апреля. В целях обеспечения реализации мероприятий ЕНИ-2012 руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации предлагаю:

1. В срок до 20.03.2012 разработать и представить утвержденные планы мероприятий в рамках ЕНИ-2012 по e-mail: vki@fcgse№.ru.

2. При планировании мероприятий уделить особое внимание работе с целевыми группами: труднодоступным населением (цыганами, социально-неблагополучными лицами и населением, проживающим на труднодоступных территориях), населением, отказывающимся от иммунизации, медицинскими работниками, педагогами.

3. Проработать вопрос о выделении финансовых средств на проведение ЕНИ из региональных и бюджетов муниципальных образований, из внебюджетных источников — предприятий, общественных организаций.

4. Активно привлекать к организации и участию в проведении мероприятий ЕНИ средства массовой информации, общественные организации, родительские и школьные активы в детских образовательных учреждениях, инициативные группы.

5. В срок до 20.07.2012 представить отчет о мероприятиях, проведенных в рамках ЕНИ-2012 по e-mail: vki@fcgsen.ru.


Руководитель Г.Г. Онищенко